Всё Митино

5 веломаршрутов по Москве и области

В Москве «трамвай № 11» как вид транспорта постепенно уходит в прошлое. По мегаполису не гуляют, по нему ездят. Пока в основном на четырех колесах, но поклонников двухколесного, экологически безупречного транспорта с каждым годом становится все больше. Тут и там мелькают яркие рамы велосипедов, тренькают звонки и скрипят тормоза. «Двухколесных» не любят пешеходы — тротуары не для вас сделаны! «Двухколесных» не любят ошалевшие от пробок «четырехколесные». Но велосипедисты наращивают свой победный контингент в столице, и с ними уже нельзя не считаться.
Оглядываясь на опыт европейских городов, «веллеры» убеждены, что велосипед — транспорт московского будущего. Пока нельзя сказать, что Москва — удобный для веллеров город, но обстановка улучшается на глазах: в парках появляются удобные тропинки, часто совмещенные с экологическими маршрутами, а кое-где и специальные велосипедные дорожки. Участники дорожного движения постепенно начинают понимать и уважать друг друга.
Корреспонденты Strana.ru не могли остаться на обочине этого праздника жизни. Мы сменили рабочие кресла на велосипедные седла и отправились по Москве и окрестностям в поисках удобных, безопасных и интересных велосипедных маршрутов.
1. Маршрут «Яузский»
Старт: парк «Сад Будущего» возле станции метро «Ботанический сад»
Финиш: высотка на Котельнической набережной
Протяженность: около 14 км
Несмотря на пышное название, «Сад Будущего» — просто чистый малолюдный сквер возле метро. Проезжаем его насквозь до церкви Положения Ризы Божией Матери во Влахерне в Леоново (XVIII век) и спускаемся к пруду. Преодолеваем водную преграду по мостику и объезжаем старую фабрику по дороге вдоль забора до тех пор, пока слева не появится Яуза. Поворачиваем к реке и через 100 метров переправляемся по мостику на другой берег. Оттуда — направо, в сторону Ростокинского моста. Проезжаем под мостом (там есть тропа) и оказываемся в красивой зоне отдыха «Ростокинский акведук». Зеленый благоустроенный парк с аллеями, лавочками и клумбами под боком у загазованного проспекта Мира — уже чудо, но отдельное внимание стоит уделить собственно акведуку — это старинный, сооруженный еще при Екатерине II мост-водовод. Долгое время Ростокинский акведук длиной 356 метров с устоями высотой до 15 метров был самым большим в России каменным мостом. Есть у него и другое название — «Миллионный мост». Строительство обошлось в баснословные по тем временам деньги: 1 миллион 648 тысяч рублей. Эта сумма надолго отпечаталась в народной памяти и в названии моста.
Выныриваем из истории и катим по долине реки Яуза до улицы Богатырский мост. Здесь, сквозь заповедную зеленую зону и часть Яузского лесопарка, проложена удобная грунтовая дорога. Далее объезжаем промзону по набережной Ганнушкина и продолжаем ехать по левой стороне реки — Преображенская набережная, Семеновская, Госпитальная, Головинская, Красноказарменная, Золоторожская, Андроньевская, Николоямская, Берниковская и, наконец, Подгорская. Приятно катить вдоль реки без преград и остановок, но по пути будет много интересного: Лефортовский парк, старые шлюзы на Яузе, парк усадьбы Строгановых и Спасо-Андроников монастырь (XIV век) в районе Андроньевской набережной. Здесь можно подняться по лестнице и через сквер зайти на территорию монастыря, превращенного в один из самых интересных музеев Москвы: Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Такие места требуют отдельного вдумчивого визита, но отдых с видом на Спасский собор (древнейший храм Москвы за пределами Кремля) — красивая культурная пауза на маршруте.
Отсюда до финиша совсем недалеко: вновь спускаемся на набережную и едем до сталинской высотки на Котельнической. «Яузский маршрут» здесь заканчивается, оставляя массу возможностей для дальнейшего движения — например, по набережным Москвы-реки или по Бульварному кольцу.
2. Маршрут «Москворецкий»
Старт: Новоспасский пруд у Краснохолмской набережной
Финиш: Киевский вокзал
Протяженность: около 17 км
«Москворецкий» маршрут почти не отрывается от берегов Москвы-реки, а начинается в малоизвестном, но весьма любопытном месте. За деревьями высятся купола Новоспасского монастыря — обитель, основанная в XIII веке, действующая, а «человека светского» могут заинтересовать древние захоронения на ее территории: усыпальница Романовых (предков царственной династии), усыпальница Шереметевых, часовня над могилой княжны Таракановой… Но исторический экскурс придется оставить на другой день, а нас интересует уютный парк с Новоспасским прудом, раскинувшийся под стенами монастыря. Отсюда и начинаем движение.
Едем по набережным Москвы-реки в сторону высотки на Котельнической и дальше, к Васильевскому спуску. Здесь поднимаемся к собору Василия Блаженного, но знаем, что велосипедное движение по Красной площади запрещено. Поэтому перед Блаженным сворачиваем на Варварку, оттуда — в Хрустальный переулок, затем в Ветошный, на «задворках» ГУМа. Тут главное не отвлекаться на большие витрины и не влететь в припаркованные машины. Доезжаем до Никольской, оттуда через Иверские ворота и знак нулевого километра въезжаем в Александровский сад. Теоретически здесь можно купить воды и перекусить, хотя место туристическое и цены соответствующие. Но маршрут вдоль Москвы-реки не утыкан ларьками и магазинами, так что воду лучше купить с запасом.
По Александровскому саду спускаемся к набережной и едем мимо храма Христа Спасителя до Крымского моста. Переходим на другой берег и совершенно бесплатно проезжаем на территорию ЦПКиО имени Горького. Похорошевший с 2011 года парк Горького способен отвлечь честного велосипедиста отдыхом на пуфиках и в гамаках, танцами, спортивными играми и летними террасами кафе. Но мы продолжаем двигаться вдоль реки по Пушкинской набережной — длинной, удобной и красивой. По правую руку — широкая Москва-река, по левую — бесконечный Нескучный сад.
Еще одна приятная особенность Пушкинской набережной — наличие специальных велодорожек, но будьте внимательны: на них часто выскакивают зазевавшиеся отдыхающие. Пушкинская набережная незаметно превращается в Андреевскую и Воробьевскую, а у метромоста придется выложиться по полной и подняться наверх — наш маршрут ведет по улице Косыгина на смотровую площадку МГУ. В хорошую погоду отсюда открывается широкая панорама Москвы и стоящего над столицей смога. Но мы выше этого и продолжаем движение по улице Косыгина, по уклону с ветерком скатываемся до Третьего транспортного кольца, выезжаем на Бережковскую набережную и катим до финальной точки маршрута — Киевского вокзала.
3. Маршрут «Ночной»
Старт: Сретенский бульвар, станция метро «Тургеневская»
Финиш: Славянская площадь, станция метро «Китай-Город»
Протяженность: около 16 км
Ночью город выглядит и ощущается совсем по-другому. Улицы очищаются от машин и пешеходов, а с ними пропадает и шум. Воздух становится чище и прохладнее, ночная подсветка поднимает здания в воздух, переулки обретают заманчивую таинственность.
Закрепите на руле велосипеда фонарик, а на колесах и сиденье — специальные отражающие катафоты. Не забудьте захватить воды с запасом. Настало время ночной велопрогулки.
Поначалу — ничего сложного: едем по Бульварному кольцу. Сретенский бульвар (закрыт на реконструкцию, едем по проезжей части, но машин ночью все равно нет), крутой спуск по Рождественскому, опять в горку по Петровскому и Страстному. Днем здесь красиво и, если заранее изучить историю бульваров и «бульварных» домов, очень интересно. Зато ночью загруженные улицы, пересекающие Бульварное кольцо, успокаиваются, и катить по бульварам вперед и вперед — одно удовольствие.
Изящно объезжаем громаду «Пушкинского» в конце Страстного бульвара, ныряем в подземный переход под неспящей Тверской улицей и выезжаем на самый длинный и широкий бульвар исторического кольца: Тверской. Сейчас он тоже на реконструкции, но проезжая часть в нашем распоряжении. На скульптурные композиции нового времени отвлекаться не стоит, а вот храм Большое Вознесение на перекрестье Бульварного кольца с Большой и Малой Никитскими улицами не заметить невозможно.
Посылая мысленный привет Александру Сергеевичу, который здесь венчался с Натальей Николаевной в 1831 году (именно это обстоятельство спасло храм от разрушения в советское время), выкатываемся на коротенький Никитский бульвар и упираемся в Новый Арбат, сияющий неоном в любое время суток. Пересекаем неоновую реку по подземному переходу и сворачиваем направо, на Старый Арбат. Зачем? Для разнообразия ощущений. Тихие бульвары, шумный проспект, теперь вот пешеходная улица, где даже ночью много прохожих. Едем не торопясь, отдыхаем, разглядываем ночных персонажей. С Арбата сворачиваем направо, на Садовое кольцо, оставляя за спиной высотку МИДа, и катим до перекрестка с Малой Никитской улицей, на которую и сворачиваем. Через 100 метров — налево, в тихий даже днем Вспольный переулок. Он ведет прямиком к Патриаршим прудам — месту культовому, «булгаковскому», где днем яблоку негде упасть, а ночью горят фонари в листве старых лип и можно легко выпасть из времени.
К слову, на «Патриках» хорошо встречать рассвет — горы мусора, оставленные за день культурными москвичами, к пяти утра исчезают под метлами южных дворников, и мягкие рассветные лучи опускаются на пустынные и чистые (ненадолго) аллеи.
От Патриарших по Малой Бронной и (налево) Большой Бронной поднимаемся к Пушкинской площади, спускаемся по Тверской улице на Манежную площадь и едем до Большого Каменного моста. Вид с моста на подсвеченный Кремль способен пробудить самые искренние патриотические чувства: творение итальянских зодчих по-прежнему прекрасно и величественно.
Оказавшись на другом берегу Москвы-реки, въезжаем на Болотную площадь. Ночью к скульптурам Михаила Шемякина в композиции «Дети — жертвы пороков взрослых» лучше не присматриваться, жутковато. Переезжаем Лужков мост и по Лаврушинскому переулку едем мимо Третьяковской галереи. Поворачиваем в Толмачевский переулок и доезжаем до станции метро «Третьяковская», а оттуда по Пятницкой до станции «Новокузнецкая». По Устьинскому проезду поднимаемся на одноименный мост и проезжаем мимо Устьинского же сквера. Сворачиваем на Солянку и едем до поворота на Солянский проезд, откуда всего метров 100 до финиша: Славянской площади и станции метро «Китай-город».
Если до открытия метро еще осталось время, лучше отойти подальше от храма Всех Святых на Кулишках: церковь очень красивая, но место неблагополучное. В стародавние времена именно здесь родилось выражение «у черта на куличках», а сейчас здесь любят собираться подозрительные элементы с пивасиком. Если хотите отдохнуть и обсудить увиденное за ночь, отправляйтесь в соседний Ильинский сквер.
4. Маршрут «Парковый»
Старт: Измайловский остров
Финиш: Музей-усадьба Кусково
Протяженность: 10,5 км
Свежий воздух, игра солнечного света в кронах деревьев, никаких машин и простор для передвижения: это про большие московские парки. Их в столице пока много, и кое-где уже организованы экологические веломаршруты и даже велопрокаты — например, в парках Останкино, Ботанический сад, Сокольники, Лосиный остров (рекреационная зона), Кузьминки-Люблино, Тропаревском, Покровское-Стрешнево, ЦПКиО и других.
А мы предлагаем легкий и приятный прогулочный маршрут через два парка с красивой природой и интересной историей: Измайловский остров — Музей-усадьба «Кусково».
Наш путь начинается в Бауманском городке на Измайловском острове, что рядом с метро «Партизанская». Место старинное и живописное, недаром здесь по выходным можно увидеть массу художников на массовых пленэрах. Это музей-заповедник «Царская усадьба Измайлово», а цари для себя плохого не строили. Даже сам остров искусственный, он появился в 1660-е по царскому велению: Алексей Михайлович Тишайший превратил охотничьи угодья Ивана Васильевича Грозного в экспериментальную хозяйственную лабораторию. Сейчас старинные постройки приводят в порядок, на острове есть удобные дорожки и указатели. Здесь, кстати, базируется клуб военно-исторической реконструкции, иногда можно увидеть репетиции и выступления одержимых историей людей.
Начинаем движение и едем через 1-й Бауманский мост по направлению к Главной аллее — так называется автомобильная улица, идущая сквозь весь Измайловский парк. Через примерно километр поворачиваем на широкую просеку (по левую руку) и двигаемся по ней около 800 метров до тех пор, пока не откроется вид на декоративные пруды. Дальше определенного маршрута нет — выбираем любую понравившуюся дорожку и продолжаем движение в сторону Лебедянского пруда. На этом направлении будет еще небольшая сеть водоемов, но в итоге мы выезжаем в город. Двигаемся по Свободному проспекту, минуем Терлецкий лесопарк и метро Новогиреево, переезжаем автомобильный мост и въезжаем в Кусковский лесопарк.
Лесопарк «Кусково» и музей-усадьба «Кусково» — совсем не одно и то же. Тут приходится выбирать — либо кататься, либо культура. Либо лесопарк, либо усадьба. На территорию усадьбы вход с велосипедами запрещен, поэтому, пусть даже на это правило чаще всего закрывают глаза, советуем взять на прогулку велосипедные замки, на всякий случай. Личный двухколесный транспорт можно без опаски оставить у будки охраны при входе и пересесть на «трамвай № 11», то есть прогуляться на своих двоих.
Усадьба Кусково принадлежала роду Шереметевых, здесь выступала Прасковья Жемчугова, будущая графиня Шереметева, здесь сохранилось два десятка исторических зданий, в Американской оранжерее располагается Музей керамики, а приусадебный парк большой, ухоженный и населенный скульптурами XVIII века.
5. Кросс-кантри: Красногорская лыжная трасса
Кросс-кантри, в первую очередь, спортивная дисциплина — гонки по пересеченной местности с различными техническими участками вроде скоростных спусков, затяжных подъемов и прочими трудностями, связанными с особенностями рельефа местности. Олимпийский вид спорта, между прочим. Но мы решили, что раз есть пересеченная местность, хороший горный велосипед и опыт катания вне дорог, то почему бы не попробовать свои силы в кросс-кантри на любительском уровне?
Вариант трассы — любой ближайший парк или лес со сложным рельефом. Но есть одно по-настоящему интересное и универсальное для кросс-кантри место: Красногорская лыжная трасса. Она расположена между московским районом Митино и Красногорском, в старом урочище «Лисьи горы». Дистанции от 5 до 45 километров, значительные перепады высот, естественные препятствия и просто очень и очень красивые места. Гибкость этой трассы позволяет выбрать комфортный маршрут и ритм как начинающим, так и более опытным велосипедистам. Вокруг много лесов и полей с интересными тропами, так что если взять с собой карту или навигатор, можно доехать до, например, Дедовска, почти не пересекаясь с «цивилизацией». Имейте в виду: все участки трассы проходят по лесу, так что водой нужно запастись заранее.
Скорость велосипеда, особое внимание к дороге, легкость передвижения — все это делает город «кинематографичным», словно в голове велосипедиста установлена кинокамера, плавно скользящая по рельсам и снимающая проплывающие пейзажи. Режиссируйте свои велофильмы, а удовольствие от прогулок и новые открытия задвинут на второй план все трудности катания в большом городе.

Источник: strana.ru/journal/21150740

Комментарии (0)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные жители.

 
 
Яндекс.Метрика