Всё Митино

Театр Гоголя станет Гоголь-центром

Итоги скандала, сотрясшего театральную Москву
06.10.2012
Во-первых: 32 актера труппы Театра Гоголя получили от новой дирекции конкретные предложения «по занятости» в будущих проектах. Прима театра Светлана Брагарник начнет репетировать главную роль в спектакле молодого режиссера, ученика Льва Додина, Владислава Наставцева. В основе постановки — сценарий Райнера Фассбиндера «Страх съедает душу».
Во-вторых: здание закрывается на косметический ремонт и вновь откроется 2 февраля перформансом «Вокзал», призванным художественно осмыслить судьбоносное соседство с Курским вокзалом. Современные драматурги ныне работают над сценарием, скитаясь по залам ожидания и собирая на диктофоны пыльцу вербатима у пассажиров электрички Москва — Петушки, франчайзеров нарядных сетевых лавочек в обновленном здании и прочего вокзального люда. Участниками спектакля станут «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова, 32 актера Театра Гоголя и новые «резиденты» здания — труппа Владимира Панкова SounDramaи труппа хореографа Ивана Естегнеева «Диалог-Данс» (эта компания до сих пор работала в Костроме — и именно она сделала Кострому одним из центров современного танца России).
Обновленный Театр Гоголя будет называться Гоголь-центром. Сама модель его существования изменится. Серебренников говорит, что программа жизни центра уже расписана чуть не по дням до конца 2015 года.
На большой сцене центра в этом сезоне пройдут три премьеры: спектакль Наставцева по Фассбиндеру, спектакль кинорежиссера Алексея Мизгирева «Рокко и его братья» по сценарию Лукино Висконти и спектакль Кирилла Серебренникова по сценарию Ларса фон Триера «Идиоты». Сейчас идет работа по покупке прав. Сюжеты будут обновлены современными драматургами и приближены к реалиям сегодняшней Москвы. И впредь в кругу интересов Гоголь-центра будет «театр по мотивам кино» (это направление давно и успешно развивается в Европе: вплоть до превращения «Голубого ангела» с Марлен Дитрих в балет Ролана Пети). Молодым режиссерам Серебренников предложил искать основу будущих спектаклей в киносценариях советской эпохи.
На Малой сцене Гоголь-центра в нынешнем сезоне будут поставлены «Митина любовь» Бунина (режиссер — Владислав Наставцев), «Елка у Ивановых» Хармса (режиссер — Денис Азаров) и «Русская красавица» Виктора Ерофеева (режиссер — Евгения Беркович).
Владимир Панков и его SounDrama, наконец получившая «порт приписки» в Москве, начинают ставить пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» — совместно с известной труппой Татьяны Багановой «Провинциальные танцы» (Екатеринбург). Проект SounDramaна следующий сезон не менее интересен: «Мандат» Николая Эрдмана.
Кирилл Серебренников предполагает поставить на сцене Гоголь-центра «Мертвые души». Владимир Панков — четвертую, «зимнюю» и рождественскую часть известного цикла спектаклей SounDrama«Гоголь. Вечера».
В Гоголь-центре будут свои программы артхаусного кино, дискуссии, мастер-классы и поэтические чтения в камерных пространствах, система билетных скидок. (Включая, кажется, студенческие — наконец-то! — и впервые в Москве.) Модель бытования, которая намечена в словах Кирилла Серебренникова, напоминает опыт современных европейских театров. Более всего — насыщенную жизнь берлинской SchaubuehneТомаса Остермайера.
Кроме того: в здании Театра Гоголя, на этаже, который освободили прежние арендаторы, ночной клуб IKRA, появится репетиционный зал. А прежде его в театре не было.
Планы — достойные. Об уровне и лице будущего Гоголь-центра можно будет судить именно и только по мере их реализации и по ее художественным итогам.
…Каковы же итоги «гоголевского» сюжета, сотрясшего театральную Москву?
Еще раз: 32 актера Театра Гоголя будут заняты в проектах Гоголь-центра (это немалая часть труппы). Юридически и экономически не уволен никто: прервать бессрочные контракты не могут ни департамент культуры, ни новая дирекция. Срочные контракты тоже остаются в силе.
Репертуар Театра Гоголя со сцены уйдет. Серебренников предложил желающим сохранить свои спектакли — отдать им безвозмездно декорации и костюмы и дать административное благословение играть прежнюю продукцию Театра Гоголя на других сценах. С такой просьбой пока обратилась только группа молодых актеров во главе с постановщиком Дмитрием Бурханкиным: они нашли площадку для своего спектакля «Божьи коровки возвращаются на землю» по пьесе Сигарева.
Прежний художественный руководитель Театра Гоголя, Сергей Яшин, в проектах Гоголь-центра участвовать не будет. Что предложат другие театры Москвы и департамент культуры столицы известному режиссеру — общественности пока неведомо. На пылкие вопросы прессы типа: почему бы всем не работать вместе в теремке с косметическим ремонтом, Серебренников сдержанно ответил: «У нас очень разные художественные миры».
«Перемена участи» Театра Гоголя прошла жестче, чем аналогичные замены в других театрах Москвы. Хотя напомним: ни приход Римаса Туминаса к вахтанговцам, ни приход Миндаугаса Карбаускиса в «Маяковку» не прошли мирно. Сейчас, похоже, обе труппы ожили с новыми худруками.
В жестком «гоголевском» сюжете нет абсолютных героев и абсолютных злодеев. Кто был прав — решит только качество работы нового Гоголь-центра.
…А профессиональная общественность взбудоражена по-прежнему. На встрече новой дирекции Гоголь-центра с прессой сведущий человек нежно спросил: — А правда, что на очереди еще двадцать театров?
Сергей Капков, к которому вопрос и был обращен, сказал, что это полная чепуха.
В любом случае — сезон пошел. И обещает быть напряженным.

Источник: www.novayagazeta.ru/arts/54806.html

Комментарии (0)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные жители.

 
 
Яндекс.Метрика